Главная  |   Новости  |   Моя коллекция  |   Продажа монет  |   Древний Рим  |   Связь со мной  |   Любимые ссылки  

Триумфальная арка Августа

Денарий Атонина Пия


Триумфальная арка – архитектурное сооружение, которое римляне возводили с целью отпраздновать и увековечить в камне военную победу того или иного полководца или императора. В этом монументе особенно ярко было передано ее идеологическое и воспитательное значение. Для того, чтобы в ней концентрировалась духовная, идейная сущность, которая тысячелетиями неизменно связывалась с религией, она несла в себе активное религиозное начало. Это были и ритуалы, и статуи богов, и символика, выраженная в скульптурном декоре и надписях.

Триумфальная арка в Древнем Риме, на протяжении семи столетий, со времени первых арок возведенных по инициативе Луция Стертиния на Бычем рынке и в Большом цирке в 196 году до н.э. и до V в., когда в 405г в Риме была построена последняя арка в честь императора Гонория, относилась к главному типу государственных мемориальных памятников

Согласно разным античным авторам, в столице империи была возведена двадцать одна триумфальная арка. Но до нашего времени в том или ином состоянии дошли только пять из них. Это арки Друза, Тита, Септимия Севера, Галлиена и Константина Великого. Но несмотря на то, что большая часть монументов была утрачена, благодаря нумизматическим материалам, мы имеем возможность оценить их величие и красоту. Именно изображение арки, выбитое на монете, позволяет нам вспомнить об одном ключевом моменте римской истории, а именно победе Октавиана при мысе Акции, решившей исход в гражданской войне между бывшими соратниками и триумвирами Октавианом и Марком Антонием.

В 29 году до н.э., в узком проходе между храмом Юлия Цезаря и храмом Кастора и Поллукса, Октавианом (в будущем – император Октавиан Август) была построена однопролетная одноярусная арка арочного типа. Она была возведена в честь победы Октавиана над флотом Марка Антония и Клеопатры при мысе Акции в 31 г до н.э., в ознаменовании которой с 13 по 15 августа 29г до н.э. в Риме праздновался его триумф. В ходе битвы более мощный флота Антония был уничтожен. Марк Антоний вместе с Клеопатрой бежал в Египет.

Названная в честь триумфа Актийской, арка в этом же году была отчеканена на денарии.  На реверсе монеты изображена однопролетная арка, аттик которой украшен бронзовой квадригой, управляемой Октавианом. На архитраве надпись – IMP CAESAR. В честь этой победы были построены аналогичные арки и в других городах империи, изображения которых можно видеть на провинциальных монетах.

Позднее, в 19 г до н.э., Актийская арка была перестроена. На ее месте была установлена новая, трехпролетная арка – Парфянская. Перестройка арки Августа на Римском Форуме была связана с одним из ключевых событий, происходивших в период его правления. Дипломатическим путем император добился у парфян возврата штандартов римских легионов, захваченных ими после трагического поражения Красса в 53 г до н.э. в битве при Каррах. Об устройстве этой арки также помогли рассказать монеты. Парфянская арка была изображена на денарии,  отчеканенном в Colonia Patricia в 18-17 гг до н.э. Центральный аттик арки был также увенчан квадригой. На боковых возвышались фигуры парфянских солдат, возвращающих штандарты.

Руины Парфянской арки Также как и в случае с Актийской, арки, подобные Парфянской и посвященные возвращению штандартов, были воздвигнуты в разных частях империи. До настоящего времени от Парфянской арки сохранились лишь фундамент и часть цоколя.

Парфянская арка Августа была первой трехпролетной аркой в столице и послужила моделью для арки Септимия Севера, которую, в свою очередь, взяли за образец при возведении арки Константина Великого.

Существует еще один вариант изображения Парфянской арки. Она была отчеканена на кистофоре  в Пергаме в 19 г до н.э. На монете изображена однопролетная арка увенчанная квадригой. Между колон надпись в три строки SPR / SIGNIS / RECEPTIS. Вероятнее всего, отличие от оригинала связано с тем, что монета была отчеканена в момент перестройки старого монумента, когда внешний вид новой арки еще не был известен резчикам на азиатских монетных дворах.


Вернутся на страницу Арки -->   

1. Monumental Coins: Building & Structures on Ancient Coinage by Marvin Tameanko, 1999.
2. The Monuments of Ancient Rome as Coin Types by Philip V. Hill, London, 1989.
3. В.С. Поплавский Культура триумфа и триумфальные арки древнего мира, Москва 2000.
4. http://www.acsearch.info/index.html





Hosted by uCoz