Триумфальная арка – архитектурное сооружение, которое римляне
возводили с целью отпраздновать и увековечить в камне военную победу того или иного полководца или императора.
В этом монументе особенно ярко было передано ее идеологическое и воспитательное значение. Для того, чтобы в ней концентрировалась духовная, идейная сущность, которая тысячелетиями неизменно связывалась с религией, она несла
в себе активное религиозное начало. Это были и ритуалы, и статуи богов, и символика, выраженная в скульптурном
декоре и надписях.
Триумфальная арка в Древнем Риме, на протяжении семи столетий, со времени первых арок
возведенных по инициативе Луция Стертиния на Бычем рынке и в Большом цирке в 196 году до н.э. и до V в., когда в 405г
в Риме была построена последняя арка в честь императора Гонория, относилась к главному типу государственных
мемориальных памятников
Согласно разным античным авторам, в столице империи была возведена двадцать одна триумфальная арка.
Но до нашего времени в том или ином состоянии дошли только пять из них. Это арки Друза, Тита, Септимия Севера,
Галлиена и Константина Великого. Но несмотря на то, что большая часть монументов была утрачена, благодаря
нумизматическим материалам, мы имеем возможность оценить их величие и красоту. Именно изображение арки,
выбитое на монете, позволяет нам вспомнить об одном ключевом моменте римской истории, а именно победе Октавиана
при мысе Акции, решившей исход в гражданской войне между бывшими соратниками и триумвирами
Октавианом и Марком Антонием.
В 29 году до н.э., в узком проходе между храмом Юлия Цезаря и храмом Кастора и Поллукса, Октавианом
(в будущем – император Октавиан Август) была построена однопролетная одноярусная арка арочного типа. Она была
возведена в честь победы Октавиана над флотом Марка Антония и Клеопатры при мысе Акции в 31 г до н.э., в ознаменовании
которой с 13 по 15 августа 29г до н.э. в Риме праздновался его триумф. В ходе битвы более мощный флота Антония был
уничтожен. Марк Антоний вместе с Клеопатрой бежал в Египет.
Названная в честь триумфа Актийской, арка в этом же году была отчеканена на
денарии.
На реверсе монеты изображена однопролетная арка, аттик которой украшен бронзовой квадригой,
управляемой Октавианом. На архитраве надпись – IMP CAESAR. В честь этой победы были построены аналогичные
арки и в других городах империи, изображения которых можно видеть на провинциальных монетах.
Позднее, в 19 г до н.э., Актийская арка была перестроена. На ее месте была установлена новая,
трехпролетная арка – Парфянская. Перестройка арки Августа на Римском Форуме была связана с одним из ключевых
событий, происходивших в период его правления. Дипломатическим путем император добился у парфян возврата
штандартов римских легионов, захваченных ими после трагического поражения Красса в 53 г до н.э. в битве при Каррах.
Об устройстве этой арки также помогли рассказать монеты. Парфянская арка была изображена на
денарии,
отчеканенном в Colonia Patricia в 18-17 гг до н.э. Центральный аттик арки был также увенчан квадригой.
На боковых возвышались фигуры парфянских солдат, возвращающих штандарты.
Также как и в случае с Актийской, арки, подобные Парфянской и посвященные возвращению штандартов, были воздвигнуты в
разных частях империи. До настоящего времени от Парфянской арки сохранились лишь фундамент и часть цоколя.
Парфянская арка Августа была первой трехпролетной аркой в столице и послужила моделью для арки
Септимия Севера, которую, в свою очередь, взяли за образец при возведении арки Константина Великого.
Существует еще один вариант изображения Парфянской арки. Она была отчеканена на
кистофоре
в Пергаме в 19 г до н.э. На монете изображена однопролетная арка увенчанная квадригой. Между колон
надпись в три строки SPR / SIGNIS / RECEPTIS. Вероятнее всего, отличие от оригинала связано с тем, что монета была
отчеканена в момент перестройки старого монумента, когда внешний вид новой арки еще не был известен резчикам на
азиатских монетных дворах.
|
|