Храм Ромы и Венеры был самым большим и красивым
храмом античного Рима. Это был двойной храм, посвященный двум отдельным божествам, что было
необычным для религиозных строений римлян.
Император Адриан (117-138 гг.), один из самых больших строителей Рима,
был еще и архитектором. Он сам спроектировал этот храм, строительство которого было начато в
121г. Существует свидетельство историка Диона Кассия о том, что когда Адриан послал
составленный им проект храма на отзыв известному архитектору Аполлодору Дамасскому, последний
подверг его резкой критике, указав,
что статуи обеих богинь слишком велики по отношению к абсидам: если бы они встали и захотели
выйти, они не смогли бы сделать этого. Смелый ответ стоил гениальному архитектору жизни, по
приказу Адриана Аполлодор был казнен.
Храм был освящен в 136 или 137 году, еще будучи не законченным. Полностью
строительства храма было завершено приемником Адриана императором Антонием Пием в 140-144гг.
Храм был посвящен новому религиозному культу, который должен был подтвердить главенство Рима,
представленного богиней Ромой и силу римского народа, отждествляемой богиней Венерой. Храм
Венеры смотрел на восток, прародину Венеры. Храм Ромы на запад, на Римский Форум, который был
центром римской религии, политики и гражданской жизни.
Венера, обожествлялась
как богиня любви и плодородия, а также как мать всех римлян, так как была матерью мифического
Энея из Трои, от его сына Юла вел свою родословную род Юлиев. Рома
, была олицетворением и покровителем города Рима.
Храм Ромы и Венеры демонстрирует влияние греческих традиций на римскую архитектуру.
Двойной храм был заложен на месте остатков "Золотого дома" Нерона, между Колизеем и Римским Форумом,
вдоль Священной дороги. Храмовый комплекс располагался на огромном бетонной платформе, покрытым
белым мрамором, размером 145м в длину и 100 в ширину и был самым большим религиозным зданием,
построенными римлянами. Восточная часть подиума была высока, и там были построены помещения,
используемые для нужд Колизея. По боковым сторонам были построены колоннады: с южной двойной ряд
колонн, с северной только один. Вместо второго ряда шла стена. Пол самого храма был приподнят
над платформой посредством характерных для греческой архитектуры ступеней, а не обычного
римского подия. Храм представлял собой периптер коринфского ордера, имевший с фасадной стороны
по десять, с продольных по двадцать колонн. Колонны храма сделаны из белого мрамора, внешние
из серого египетского гранита. Крыша была двускатной и, подобно храму Юпитера, имела
позолоченную черепицу.
Внутреннее помещение храма имело необычное устройство: поперечная стена разделяло его
на две целлы. В глубине каждой находилась большая ниша, в которой помещались статуи богинь: в одной
Венеры, в другой Ромы. Перед каждой целой располагался пронаос. Потолки в обоих пронаосах и целлах
представляли собой коробовые своды. Таким образом, римские сводчатые перекрытия внутри храма сочеталось
с характерной для Греции двускатной кровлей. Храм был исключительно богато отделан. Все здание было
выложено мрамором. Храм имел два входа и две входные лестницы. В храм можно было войти со стороны
Форума. А со стороны Колизея в храм вели две лестницы и террасы по обе стороны. Фриз фронтона
храма венчала торжественная однострочная надпись: VENERI FELICI ET ROMAE AETERNAE IMPERATOR CAESAR
A E LIUS ALRIANUS EX SENATUS CONSULTO. Что на русский язык переводится следующим образом: ВЕНЕРЕ
СЧАСТЛИВОЙ И РОМЕ ВЕЧНОЙ ИМПЕРАТОР ЦЕЗАРЬ ЭЛИЙ АДРИАН ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ СЕНАТА [построил храм].
К сожалению, в 307году храм был разрушен при пожаре. Храм был вновь отстроен
императором Максенцием (306-312). В 391 году храм был закрыт импреатором Валентинианом II.
В 5-6 веках храм стал разрушаться. Папа Гонорий I (625-640)
снял позолоченную бронзовую черепицу с крыши и поместил ее на крышу собора Святого Петра.
В средние века на части храма со стороны Римского Форума была построена церковь Санта Мария
Нова, на строительство которой возможно использовались камни и колонны с руин храма.
До настоящего времени от храма Венеры и Ромы сохранилось основание, целла храма Венеры,
фрагменты стен, пол, основание колонн и семнадцать неполных колонн. Десять колонн находится
в правой стороне храма, а остальные семь - в левой.Всего сохранилось 22 из 150 колонн.
В восемнадцатом веке храм представлял из себя печальное зрелище:
|